Идрисова А.Н.
Отдел развития ТиПО и международных связей
Анализ посвящен обзору мирового опыта в области разработки профессиональных стандартов технического и профессионального образования.
В статье представлены примеры государственных политик по созданию специальных органов и запуску государственных проектов и программ для разработки профессиональных стандартов.

 

РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ


    Профессиональные стандарты – документы, устанавливающие требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей, рассматриваются в настоящее время зарубежными и российскими экспертами как один из инструментов, позволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование людских ресурсов и, в конечном счете, содействовать устойчивому развитию общества. 
    Структура и содержание профессиональных стандартов варьирует в широких пределах и зависит от ряда факторов, например, от характера профессиональной деятельности, регламентируемой стандартом (преобладание стереотипных или уникальных (неповторяющихся, непредсказуемых, действий)); от конкретных задач, решаемых данным стандартом и определенных соответствующими нормативными документами, а также от методов их создания. Профессиональные стандарты могут быть внутрифирменными (разрабатываться и использоваться в рамках одного/нескольких родственных предприятий), отраслевыми, региональными, национальными и международными. 
    Использование профессиональных стандартов, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, вносит значимый (весомый, важный) вклад в развитие и функционирование, как сферы труда, так и сферы образования. 
В сфере труда профессиональные стандарты содействуют: 
•формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующего потребностям производства и, следовательно, обеспечивают повышение производительности и конкурентоспособности;
•определению и формулированию потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке;
•эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения;
•проведению проверки, аттестации и сертификации квалификаций;
•развитию мобильности рабочих кадров и др.
В сфере образования профессиональные стандарты используются:
•при разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих (наиболее полно, точно) и соответствующих потребностям экономики;
•при обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере (Прянишникова О., 2008).
    Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Однако при всем существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно – профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения (Олейникова О., 2009).
    В Великобритании национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards) являются одним из элементов системы обеспечения качества рабочей силы, в которую, помимо стандартов, входят следующие компоненты: 
-сеть Отраслевых квалификационных советов (Sector Skills Councils), которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, востребованные в экономике;
-программы профессионального образования и подготовки, охватывающие возрастные группы от 14 лет и старше и обеспечивающие связь различных типов обучения, начиная с базовых степеней и заканчивая послевузовскими степенями;
-рамка квалификаций, состоящая из шести уровней и объединяющая все возможные пути образования и профессиональной подготовки;
-автономные колледжи и частные учебные заведения, реализующие программы профессионального обучения и подготовки, тесно сотрудничающие с региональными организациями и местным бизнесом с целью обеспечения соответствия программ подготовки требованиям сферы труда.
    Основной структурой, регулирующей и координирующей деятельность по созданию профессиональных стандартов в стране, является Совет по национальным профессиональным стандартам (The National occupational standards board), членами которого являются представители Агентства по квалификациям и образовательным программам, Шотландского квалификационного агентства, Агентства Уэльса по квалификациям, образовательным программам и оценке, Агентства по развитию отраслевых квалификаций и шесть представителей работодателей. Возглавляет Совет один из представителей работодателей. Главная задача Совета - обеспечить высокий уровень профессиональных стандартов, действующих в стране, их соответствие лучшим мировым образцам. Совет осуществляет финансирование создания и обновления стандартов на конкурсной основе, следит за ходом выполнения проектов по разработке стандартов и утверждает результаты.
    Непосредственно разработку национальных профессиональных стандартов проводят советы по развитию отраслевых квалификаций, а в тех отраслях, где советы еще не созданы, - организации по разработке стандартов (standards setting bodies). Только советы и организации могут участвовать (допускаются к участию) в конкурсах на проекты по созданию национальных профессиональных стандартов (Прянишникова О., 2008).
    В Канаде федеральное правительство при поддержке и во взаимодействии с региональными властями и организациями, представляющими работодателей, инициировало и развивает ряд проектов (Программа «Красная печать», Инициатива отраслевого партнерства, Программа отраслевых советов и др.), призванных обеспечить: 
•более полное соответствие профессиональной подготовки требованиям производства; 
•повышение эффективности регулирования проблем занятости, профессионального/карьерного роста; 
•повышение качества профессиональной подготовки и, следовательно, качества рабочей силы; признание на всей территории страны документов (профессиональных умений), полученных в разных провинциях. 
    В рамках данных программ одним из направлений деятельности является разработка и внедрение в практику национально признаваемых профессиональных стандартов. 
    В настоящее время в стране действует два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках Программы «Красная печать» и стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы. 
    Разработка профессиональных стандартов в рамках программы «Красная печать» организуется, финансируется и осуществляется федеральным правительством (Департаментом людских ресурсов и профессионального развития Канады) при активном участии региональных структур, ответственных за профессиональную подготовку, а также широкого круга экспертов и менеджеров. Процесс согласования и утверждения профессиональных стандартов включает его обязательное рассмотрение и утверждение в региональных органах, регулирующих профессиональную подготовку на производстве. После внесения замечаний и дополнений документ утверждается Канадским советом директоров профессиональной подготовки на производстве и располагается в открытом доступе на сайте программы Красная печать.
    В свою очередь отраслевые советы также организуют и осуществляют всю основную работу, связанную с созданием профессиональных стандартов. Они обеспечивают создание специальных комитетов по разработке стандартов, в рамках которых происходит взаимодействие представителей работодателей и работников. В настоящее время в стране действует около тридцати отраслевых советов, объединенных в Альянс (The Alliance of Sector Councils – TASC). Необходимо отметить, что использование национальных профессиональных стандартов, созданных отраслевыми советами, не является обязательным.
    В Германии закон о профессиональном образовании (The Vocational Training Act) 1969 года, который установил Федеральный институт профессионального образования (BIBB), заложил основу для современной дуальной системы, которая стала частью государственной системы образования. В настоящее время институт обеспечивает научные исследования, профессиональный персонал и платформу для социальных партнеров и федерального правительства для совместной разработки и обновления профессиональных стандартов.
    Организации, ответственные за разработку и издание национальных профессиональных стандартов в соответствии с Национальной и Европейской Квалификационной Системой:
•Федеральное правительство, представленное его отраслевыми министерствами, которые ответственны за цели обучения и содержание стандартов, и Министерством образования и науки, ответственным за руководящие принципы политики профессионального образования, принимает решения о профессиональных стандартах и присваивает им юридическую силу путем издания их в соответствии с Национальной и Европейской Квалификационной Системой;
•Социальные партнеры – работодатели и профсоюзы, являются главными заинтересованными сторонами в дуальной системе, а также «драйверами» касательно профессиональных стандартов. Без их согласия федеральное правительство с трудом инициирует, разрабатывает и издает профессиональные стандарты. Обе стороны организовали свою политику в области профессионального образования на высшем уровне (от управляющей компании и цеха для объединения на федеральном уровне), позволяющей им обрисовать огромный практический опыт. Работодатели и профсоюзы имеют около ста экспертов по каждой области, по крайней мере, по одному - два на каждый профессиональный стандарт, которых они могут делегировать в Федеральный институт профессионального образования для разработки, оценивания и модернизации стандарта.
    Для того чтобы облегчить и ускорить процесс разработки стандартов социальные партнеры определили спикеров для каждого сектора и создали свои собственные организации для сотрудничества с BIBB: от работодателей – Агентство профессионального образования; от профсоюзов – Департамент профессионального образования.
•Федеральный институт профессионального образования (BIBB), созданный в 1970 году согласно Закону о профессиональном образовании, с внесенными в 2005 году поправками, в которых перечислены его основные задачи:
1) Исследования в области технического и профессионального образования (ТиПО);
2) Задачи по заказу федерального правительства:
- разработка национальных профессиональных стандартов для начального и дальнейшего профессионального образования;
- подготовка ежегодного отчета «Статус ТиПО»;
- содействие пилотным проектам ТиПО в компаниях;
- участие в международном сотрудничестве ТиПО;
- ежегодная подготовка и публикация списка профессиональных стандартов;
- содействие планированию и проведению межфирменных семинаров для поддержки малых и средних предприятий;
- содействие дистанционному обучению.
Традиционная структура профессиональных стандартов в дуальной системе к середине 90-ых годов предлагала три различных типа:
•Моно-структурированный стандарт, три года обучения без специализации, типичного для бизнеса и административных профессий
•Профиль-структурированный стандарт, например, механик с различными профессиональными профилями, как автомеханик, индустриальный механик и т.д.
•Двухуровневый-структурированный стандарт, первый уровень и квалификация после двух лет, второй уровень и квалификация после трех лет обучения, например строительная промышленность.
С 1995 года в процесс стандартизации был введен широкий спектр возможностей структурирования: обязательные и факультативные модули, дополнительные модули, например, иностранные языки или учебные модули дальнейшего образования и др. Большинство из этих новых структур являются частью последнего третьего периода обучения в контексте повышения профессиональных результатов и, следовательно, возможности трудоустройства (Leonardo Da Vinci Project, презентация).
    В Австралии разработка и практическое использование профессиональных стандартов началось в связи с формированием национальной системы профессиональной подготовки, что предполагало разработку и использование единых для всех регионов принципов, подходов и инструментов функционирования и развития профессионального образования. Начиная с 90-х годов прошлого века, в стране было инициировано и реализовано несколько стратегических планов (программ) развития профессионального образования:
•«К квалифицированной Австралии» (Towards a skilled Australia) 1994-1998 гг.;
•«Мост в будущее» (Bridge to the Future) 1998-2003 гг.
    В результате была сформирована Рамка национальной профессиональной подготовки, основу которой составляют три ключевых элемента, призванных обеспечить высокое качество и сопоставимость, совместимость и транспарентность профессионального образования:
•Австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework - AQF) описывает все национально признаваемые квалификации, начиная с уровня, определяемого аттестатом о полном среднем образовании (Senior Secondary Certificate of Education) и заканчивая степенью доктора философии (PhD), и объединяет их в единую систему. 
•Австралийская рамка качества обучения (Australian Quality Training Framework - AQTF) – набор национально согласованных принципов, подходов, механизмов и стандартов качества обучения и оценивания (аттестации), осуществляемых (проводимых) образовательными учреждениями (учебными организациями). 
•Профессиональные стандарты – Training Packages – набор национально одобренных (принятых, согласованных) стандартов и квалификаций, позволяющих определить и аттестовать (оценить) квалификацию работника (человека). Training Packages описывают профессиональные навыки и знания, необходимые для эффективной работы, но они не регламентируют процесс и содержание (учебный план, программа) обучения. Разработка стратегии обучения осуществляется преподавателем и обучаемым и зависит от конкретных условий и обстоятельств, а также способностей и потребностей обучаемого. 
    В разработке профессиональных стандартов принимают участие (участвуют) следующие организации и структуры:
•Советы по отраслевым квалификациям (Industry Skills Council);
•Национальный совет по качеству (National Quality Council);
•Региональные организации управления профессионального образования и подготовки (State Training Authority);
•Департамент (Министерство) образования, науки и профессиональной подготовки (Department of Education, Science and Training, с декабря 2007 г. преобразован в Департамент образования, занятости и трудовых отношений);
•Национальный координационный комитет по реализации (управлению) проектов (National Project Steering Committee);
•Министерский совет (Ministerial Council) (Прянишникова О., 2008). 
    В соответствии с национальным руководством Государственной образовательной комиссии, администрация технического и профессионального образования в Китае разделена между рядом правительственных ведомств, а механизм его работы является сложным и многослойным. В целом профессиональное образование в Китае находится в ведении Министерства образования и связанных с ним провинциальных и счетных образовательных комиссий и бюро. Министерство образования проводит национальные экзамены и выпускает квалификации. На областном и муниципальном уровнях, образовательные комиссии несут ответственность за профессиональное и общее академическое образование на базе учебных заведений. Профессиональное образование, полученное через эти механизмы, как правило, имеют широкий охват теоретических знаний, но меньшую практику, чем при профессиональной подготовке. Профессиональное обучение и подготовку получают в средних и высших профессиональных школах, которые находятся в ведении различных министерств, включая Министерство образования.
    В дополнение к общим академическим программам, эти школы предоставляют программы, ориентированные на систему профессиональных стандартов и квалификаций, находящихся в ведении Министерства труда и социального обеспечения. Эти квалификации и оценки основаны на профессиональных стандартах, которые отражают анализ профессиональных функций и их деятельность.
    В Министерстве труда и социального обеспечения ответственность за установление профессиональных стандартов и оценку требований лежит на Администрации профессиональных навыков и тестирования (OSTA). С создания системы министерства, были утверждены стандарты для 113 профессий. Хотя министерство имеет конечную ответственность за одобрение новых стандартов, другие министерства могут также инициировать разработку или пересмотр стандартов.
    При разработке национальных стандартов Министерство труда и социального обеспечения имеет целью обеспечение того, чтобы стандарты были национально доступны, последовательны, широко актуальны и проверены (Paul Comyn, 2007).
    Опыт зарубежных стран показывает, что создание качественных профессиональных стандартов, их эффективное использование и поддержание (обновление, развитие) требует урегулирования ряда проблем:
•привлечение всех заинтересованных сторон к работе по формированию (созданию) и использованию профессиональных стандартов, рациональное распределение полномочий между ними, при этом особое внимание необходимо уделять роли и участию работодателей в данном процессе;
•формирование организационных механизмов разработки и поддержания профессиональных стандартов, которые бы позволяли своевременно и качественно обновлять стандарты и обеспечивали бы преемственность «новых» и «старых» стандартов.
    Одним из подходов к решению данных проблем является создание отраслевых советов, в рамках которых представители работодателей формируют и предоставляют правительству, органам управления и учреждениям профессионального образования разного уровня и всем заинтересованным организациям, материалы, отражающие позицию и потребности работодателей по проблемам подготовки профессиональных кадров. 
    Советы, как правило, создаются объединениями работодателей, обладающими авторитетом и влиянием в своей области и имеющими потенциал и опыт проведения исследований и анализа проблем подготовки и использования профессиональных кадров, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики и практики в области развития кадрового потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики и эксперты из органов управления, профессиональных союзов, ассоциаций и организаций, сферы образования. Советы активно взаимодействуют с органами управления национального и регионального уровня. Доклады и рекомендации, подготовленные советами, используются и учитываются при формировании государственной политики в области развития профессиональных кадров (Прянишникова О., 2008).
    Изучая международный опыт в области разработки профессиональных стандартов, можно прийти к выводу, что основными ответственными и действующими лицами являются государственные органы – отраслевые министерства, а также различные ассоциации, созданные работодателями и профсоюзами. В данном случае все зависит от специфики системы профессионального образования в каждой отдельно взятой стране, т.е. от степени участия работодателей в государственной политике и принятии решений в данной области.
    Для установления и оптимизации регулирования процесса разработки профессиональных стандартов, необходимо: во-первых, провести определение и распределение ответственности между работодателями, профсоюзами и государством за те или иные вопросы; во-вторых, создать отраслевые ассоциации, агентства или советы, представляющие интересы работодателей; в-третьих, установление и развитие связей между учебными заведениями и предприятиями (социальное партнерство), тем самым обеспечив соответствие образовательных стандартов профессиональным.
    Созданная система профессиональных стандартов, определяющая требования к выпускникам образовательных учреждений всех уровней, будет призвана регулировать взаимодействие трудовой сферы и сферы профессионального образования. Она будет применяться также для разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала (Машукова Н., 20

 

Использованная литература:

1. Ольга Дмитриевна Прянишникова, Александр Наумович Лейбович «Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта»
 «Промышленник России», март 2008 г

2. О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева «Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования», 
Москва-2009

3. Презентация «Occupational Standards in Germany», 
Leonardo Da Vinci Project

4. Dr Paul Comyn, SmithComyn & Associates, «Skill Standards & Occupational Testing in China», 2007

5. Наталья Машукова, Леонид Орбачевский, Феликс Павлов «Профессиональный стандарт как способ совмещения предложения специалистов и спроса на них», Журнал "Человек и Труд" № 6, 2005 г.