e8c2dc0d 8711 4188 a177 85fc90f6b336фото подписка

Роза Ермухамбетова родилась девятым ребенком в семье в маленьком селе Западно-Казахстанской области. Вскоре после рождения девочки отец ушел из жизни, а мама была вынуждена работать и днем, и ночью, чтобы прокормить детей. Времени на младших совсем не оставалось. Роза вспоминает, что тогда ее учителями стали книги в сельской библиотеке.

«Я умела читать с тех пор, как себя помню, а помню себя я примерно с четырех лет. Мы с братом читали всевозможные книги на казахском и русском языках. Я любила приключенческие романы. Ж.Верн и А.Дюма были моими любимыми авторами. В мыслях воображала себя путешественником, чертила на картах маршруты героев и обещала себе когда-нибудь совершить кругосветное путешествие верхом на лошади. Вот так, в мире воображений, и росла я до восьмого класса, когда перешла в областную школу Дарын в Уральске», - делится воспоминаниями Роза Ермухамбетова.

До 11-го класса Роза не представляла, чем будет заниматься в будущем. Профильным предметом выбрала биологию, просто потому, что так шанс поступления на грант был выше.

«Думала пойти в медицинский вуз, но понимала, что не обладаю необходимым уровнем сострадания и железными нервами. Я просто не могу смотреть на кровь, раны и страдающего человека. Пока я училась четыре года в университете, вопрос дальнейшего пути оставался открытым. Как раз в то время появилась категория «Выпускники вуза» программы «Болашак», и я решила испытать себя», - рассказала девушка.
Как девушка из маленького поселка стала стипендиатом «Болашак»

Фото: Роза Ермухамбетова, из личного архива

В 2012 году Роза стала обладательницей заветной стипендии «Болашак». Решить, где обучаться, было нетрудно, выбор сразу пал на Великобританию.

«Во-первых, это страна настоящего английского. Решила, что сразу буду обучаться языку у самих британцев. Во-вторых, магистратура в UK длится всего год, что, конечно же, экономит время. Хоть и интенсивность курса намного выше, чем в других странах. В-третьих, это страна с впечатляющим количеством лауреатов Нобелевской премии в биологических и медицинских науках. По специальности я некоторое время обдумывала. Благо у меня был год языковых курсов на раздумья. Так как на бакалавриате я была заинтересована в молекулярной биологии, то решила пойти по этому направлению. И если уж мне не суждено стать врачом, напрямую работающим с пациентами, то хотя бы буду вносить свой вклад в развитие медицины», - пояснила биотехнолог.

Одним из сильных университетов в сфере медицины был Университет Шеффилда. Роза признается, что языкового барьера не был, сам факт нахождения в естественной среде очень сильно помогал развитию.

«Для проживания и питания стипендии очень даже хватает. Если есть свободное время, особенно когда заскучаешь по своим, домашним блюдам, готовила дома. Для таких «казахстанских» блюд продукты мы обычно закупали в польских и арабских магазинах. А в остальное время, особенно когда 24 часа в сутки приходилось сидеть в библиотеке, мы питались в кафе и ресторанах. Мы могли себе это позволить. В целом, была очень хорошая финансовая обеспеченность. Главное учись, набирайся знаний и навыков», - отметила Роза.

Сегодня состоялось расширенное заседание Комитета Мажилиса Парламента РК по социально-культурному развитиюпо законопроекту «О статусе педагога». Министр образования и науки РК АсхатАймагамбетов принял участие в работе заседания.

- В рамках поручения Главы государства, данных на августовской конференции, в течение предстоящих четырех лет заработная плата учителей повысится в два раза. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25 %, - сказал Глава минобразования.

По словам АсхатаАймагамбетова, предусмотрены нормы материальных стимулов, направленных на повышение учителями своей компетенции.Это: доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; доплаты за педагогическое мастерство; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплаты за наставничество и другие меры.

С целью стимулирования повышения качественного потенциала педагогических работников в школах, предусматривается доплата в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра.

Стоит отметить, что нововведения по повышению статуса в рамках законопроектов затронут всех педагогов.

Nur Otan собрал в столице представителей всех региональных филиалов партии, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы развития каждого региона страны, вплоть до самых отдаленных районов и сел, сообщает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу партии. Руководство Администрации Президента, Правительства и Nur Otan рассказали партийцам об основных направлениях реализации государственной политики и принимаемых мерах по "перезагрузке" ведущей политической силы страны. Впервые для партийцев была организована обучающая командная сессия. "Как вы знаете, Лидер Nur Otan Нурсултан Назарбаев поставил задачу по консолидации членов партии и привлечению новых лиц в наши ряды. Особое внимание уделено вопросам развития внутрипартийной демократии. Для этого в 14 регионах проведен пилотный проект по отбору в партийный кадровый резерв, подняты вопросы благоустройства и развития инфраструктуры в селах, создания рабочих мест и другие. Кроме того, по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительством будут выделены значительные средства на развитие регионов. Задача партии - дать обратную связь непосредственно от людей по эффективному расходованию средств на местах, организовать общественный и партийный контроль за реализацией проектов, напрямую влияющих на качество жизни населения", - отметил в своем приветственном слове первый зампред Nur Otan Бауыржан Байбек.

photo 300256

Первый заместитель Премьер-Министра Алихан Смаилов посвятил свое выступление реализации стратегических инициатив Елбасы и поручений Главы государства, направленных на повышение качества жизни и реального благосостояния казахстанцев. "Правительством планируется увеличить финансирование на развитие окраин городов, инженерной инфраструктуры, внедрение новых технологий. К 2024 году запланирована модернизация 3477 сел в соответствии с новыми региональными стандартами - обеспечение питьевой водой, ремонт дорог, строительство социальных объектов", - сообщил он.

Подробнее:https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/dlya-chego-nur-otan-sobral-vse-regionyi-v-stolitse-384826/?_utl_t=fb&fbclid=IwAR1LFLMVvpnSuwDOpeBz2edmZ4FCtcn8AQRw9QHRoBgKKPGCWIQ1gV6kBgM

С внедрением системы медстрахования из обихода казахстанцев может исчезнуть понятие «дорогостоящие медицинские исследования». Если раньше они были бесплатны только отдельным категориям лиц, то с 1 января 2020 года будут доступнызастрахованнымпо медицинским показаниям. Об этих и других новшествах в оказании консультативно-диагностической помощи разбираемся вместе сNUR.KZ.

Со следующего года в Казахстане за счет медицинского страхования в 5 раз увеличатся расходы на консультативно-диагностическую помощь. Это означает, что за счет дополнительного финансирования консультации «узких» специалистов и наиболее востребованные виды аппаратных обследований станут доступнее для пациентов.

Гарантированную бесплатную консультативно-диагностическую помощь получат пациенты с социально-значимыми (туберкулез, ВИЧ/СПИД, онкология, гепатит, сахарный диабет, психиатрия и наркология и др.), инфекционными и опасными для окружающих заболеваниями, а также с хроническими заболеваниями, подлежащими динамическому наблюдению на уровне поликлиник (25 групп заболеваний), а также профилактические осмотры на выявление рака.

«Большой прорыв в том, что дорогостоящие виды диагностических исследований будут оказываться бесплатно или по страховке, если есть медицинские показания к их оказанию. Сегодня они доступны на бесплатной основе только для социально-уязвимых категорий населения. Из-за дороговизны и недоступности отдельных услуг мы не могли вовремя распознать онкологию и другие не менее опасные заболевания. Так, с сентября у нас появилась возможность бесплатно диагностировать онкологические заболевания у лиц с подозрениями на рак. Как правило, их исследуют с помощью анализа крови на онкомаркеры, КТ, МРТ. КТ и МРТ – самые дорогие из этих исследований, и в рамках ГОБМП эти услуги были доступны только 8 социально уязвимым категориям лиц. Тем, кто не входил в эти группы приходилось платить за них из своего кармана – в частном секторе их стоимость доходила до 25-30 тысяч тенге и рак выявлялся на очень поздних неизлечимых стадиях», - рассказывает консультант проекта по внедрению ОСМС Гулжан Шайхыбекова.

При других заболеваниях, не приводящих к смерти, инвалидизации и другим тяжелым состояниям, то есть, не входящим в перечень ГОБМП, консультативно-диагностическая помощь покрывается за счет медицинского страхования.

Дорогостоящие исследования, а также процедуры и манипуляции при вышеуказанных заболеваниях будут оказываться при наличии медицинских показаний или если их оказание предусмотрено при динамическом наблюдении.

«По проведению профосмотров изменились лишь правила оплаты за проведенные профилактические осмотры. С 2020 года оплачиваться будет каждый фактически законченный профосмотр, при этом для повышения их качества и эффективности детализирован алгоритм их проведения. Лучше потратить деньги на уровне диагностики, за каждую услугу профосмотра, и это стоит не так уж дорого, но зато вырастет качество и выявляемость», - уточняет Г. Шайхыбекова.

Другое важное новшество – в следующем году из активов Фонда медстрахования будут выделены целевые средства на профосмотр на раннее выявление вирусных гепатитов В и С для лиц из «группы риска».

«На самом деле в стандартах было предусмотрено обязательное проведение обследования на гепатит В и С, но эта норма не работала из-за недостаточности средств. Например, прооперированный пациент через 6 месяцев должен сдать анализ на гепатит B и C, но фактически обследование не проводилось. Услуга сидела в общей сумме оплаты за медицинскую помощь, ее нельзя было выделить и определить целевое назначение. Не было учета этих услуг и потому не было возможности отслеживать заболеваемость гепатитом и контролировать пути передачи. Выявление гепатита В и С приведет к очень большим расходам в здравоохранении, но для нас сейчас очень важно эти заболевания выявить, и предотвратить их распространение», - разъясняет эксперт.

Еще одно важное изменение в КДУ – введение динамического наблюдения. Раньше это называлось диспансеризацией, которой подлежали лица с заболеваниями из более 250 групп хронических заболеваний. Теперь этот список сокращен до 25 самых распространённых заболеваний, приводящих к смертности и инвалидизации в обществе.

«В бесплатный пакет вошли в первую очередь те группы хронических заболеваний, которые приводят к инвалидизации и смертности, в страховой – те, что ухудшают качество жизни, снижают физиологические способности человека, но не приводит к смертности и тяжелым последствиям. При этом, пересмотрен алгоритм наблюдения: кратность осмотров и перечень диагностических услуг для динамического наблюдения. Раньше при диспансерном наблюдении пациенту по одномe заболеванию приходилось 4 раза в год приходить в поликлинику и проходить до 10 обследований, по факту такое наблюдение было невыполнимо. Теперь перечень диагностических услуг с доказанной эффективностью сократили до необходимого минимума», - отмечает эксперт.

В этот перечень вошли осмотр медсестры, участкового врача, узких специалистов и минимальный набор диагностических исследований с доказанной эффективностью.

«Проведение дорогостоящих исследований при динамическом наблюдении по медпоказаниям будут доступны всем, независимо от того, относится человек к 8 льготным категориям, или нет. К примеру, с диагнозами «Травма головы», «Сотрясение головного мозга» пациенты подлежат диспансерному наблюдению по медстрахованию и при наличии показаний, смогут проходить МРТ 1 раз в 2 года бесплатно. Нужно пройти максимум 3-4 обследования, что не затратно по времени. Для пациента и для нас очень важно прохождение динамического наблюдения в профилактических целях», - поясняет Гульжан Шайхыбекова.
cde5efb1e138356c

Эффект, который ожидается от этих новшеств в оказании КДУ с внедрением ОСМС - снижение хронических, острых заболеваний, смертности и сокращение направлений на дорогостоящую стационарную помощь. Все благодаря тому, что болезнь будет вовремя опознана.

«По факту население тратит деньги из своего кармана в основном на услуги на амбулаторном уровне. От этого происходит обнищание, нарушается принцип равенства. У кого-то есть деньги, и он может позволить себе пойти обследоваться за свой счет, у кого-то нет этих денег, он бы тоже пошел в платную клинику, но не на что, и вот здесь уже создается неравенство. Одна из наших задач – повысить доступность и исключить неравенство», - резюмирует консультант проекта по внедрению ОСМС.

АКТАУ. КАЗИНФОРМ – Премьер-Министр РК Аскар Мамин и Премьер-Министр Азербайджана Али Асадов приняли участие в прошедшей в городе Актау торжественной церемонии начала строительства TransCaspian Fiber Optic (TCFO) – волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) между двумя странами по дну Каспийского моря. Об этом передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Премьер-Министра РК. Проект является трансконтинентальным и создаст цифровой телекоммуникационный коридор между Европой и Азией. Прокладку кабеля по дну Каспийского моря длиной около 380-400 км осуществят АО «Транстелеком», KazTransCom и азербайджанский оператор связи AzerTelecom. ВОЛС будет сдана в эксплуатацию к концу 2021 года, она позволит передавать данные емкостью не менее 4-6 терабит/с. «Азербайджан является стратегическим партнером Казахстана. Принципы дружбы и взаимовыгодного сотрудничества заложены Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, Общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым и в последующем – Президентом АР Ильхамом Алиевым. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, продолжая внешнеполитический курс Елбасы, придает особое значение развитию и углублению двусторонних отношений с Азербайджаном», - сказал Аскар Мамин. Глава Правительства Казахстана подчеркнул, что совместный проект TransCaspian Fiber Optic позволит выйти на более высокий уровень развития высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи данных, войти в ряд ведущих магистральных маршрутов Европа-Азия и занять достойное место в мировом транзите данных. А. Мамин и А. Асадов обсудили состояние и перспективы сотрудничества двух стран в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-логистической, сельскохозяйственной, космической и культурно-гуманитарной сферах.

191119171902529e


https://www.inform.kz/ru/prem-er-ministry-kazahstana-i-azerbaydzhana-dali-start-stroitel-stvu-vols-po-dnu-kaspiyskogo-morya_a3586757?fbclid=IwAR35EAB9_mWAQCdZUu3QPOKCCizmfL1WsVzEJgHL9keayIsHLuVJgRgAWSM

В Нур-Султане прошла конференция "Стимулирование инноваций: кооперация науки и бизнеса". Мероприятие считается одним из значимых событий для презентации успешных практик коммерциализации научных достижений в Казахстане. Конференция организована в рамках проекта "Стимулирование продуктивных инноваций" Министерством образования и науки РК совместно со Всемирным банком. На конференции презентовали успешный опыт коммерциализации казахстанских научных достижений, а также результаты плодотворного сотрудничества с бизнесом для реализации поступательного развития экономики Казахстана.

photo 299665

"Совместный проект правительства Казахстана и Всемирного банка является одним из инструментов по поддержке казахстанских ученых и их разработок. Казахстан поставил цель вывести отечественную науку на новый уровень. Одна из задач - коммерциализация научных разработок, взаимодействие ученых и представителей бизнеса. Продуктивные инновации понимаются как ключевой фактор роста, проникающий и эффективно связывающий все сферы экономики и общества. Основной целью нашего проекта является стимулирование проведения высококачественных, актуальных для страны исследований с высоким потенциалом коммерциализации технологий, а также эффективное использование мировых знаний и практики", - отметил директор группы управления проектом "Стимулирование продуктивных инноваций" Мурат Сартбаев.

8ca1ee33e52f3409a7e779506d6c40e4

Программа прошедшей конференции включала в себя питчинг-сессию "Успешные проекты", в ходе которой казахстанские ученые и разработчики передовых научных решений поделились своим опытом по коммерциализации своих проектов. На дискуссионной площадке по вопросам операционной деятельности проекта были обсуждены актуальные вопросы тесного взаимодействия науки и бизнеса, а также поддержки стимулирования инноваций как одного из важных факторов развития казахстанских научных достижений. Также в рамках мероприятия прошла выставка "Стимулирование продуктивных инноваций – успешные проекты". Так, компания BioMix разработала первый отечественный биопрепарат BioMix7BLB на основе активных микроорганизмов для биологической очистки озер-накопителей канализационных стоков от органических загрязнителей. Отечественный разработчик технологии защиты агропродуктов EcoSave представил экологические безопасные биопрепараты для защиты агропродуктов от микробных болезней и амбарных вредителей при длительном хранении в овощехранилищах.

Подробнее:https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kooperatsiyu-nauki-i-biznesa-obsudili-v-nur-sultane-384341/?_utl_t=fb&fbclid=IwAR1-_fPgyP9pwnf-4n1uDHcupVOdHneikQKF9R5-aejfopAH0uFjhykpj0M
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

Уважаемые читатели!
Идет подписка на 2020 год на республиканский журнал «Техническое и профессиональное образование»
Цель журнала - донести новые идеи, проблемные вопросы, новые разработки и исследования ТиПО для широкого круга специалистов.
В журнале освещаются результаты и достижения научных и практических исследований ученых, производственников, имеющих приоритетный характер или научно-практическое значение. В нем публикуются научные статьи: обзорные, проблемные, дискуссионные по актуальным проблемам ТиПО, а также материалы научных конференций, семинаров ТиПО; постановления МОН РК, Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров; материалы о вопросах планирования, координации и внедрения научных исследований, информации о научно-организационной деятельности учебных заведении ТиПО, проблемы ТиПО и т. д.
Журнал рассчитан на широкий круг научно-методических работников ТиПО, преподавателей учебных заведений ТиПО, производственников и специалистов бизнес-структур.
Печатайте свои материалы, будьте с нами в курсе всех новостей образования!

•Язык – казахский, русский.
•Периодичность - 4 номеров в год (І, ІІ, ІІІ, ІV квартал).
• Номер и дата первичной постановки на учет – № 10615 – Ж 30.12.2009 г. (журнал зарегистрирован в Министерстве культуры, информации и общественных согласии).

Подписку можно оформить во всех отделениях АО «Казпочта»
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС- 74465, на 6 месяцев 5600 тг
«Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» РНМЦ
Наш адрес:
010000, г. Нур-Султан, ул.Гёте 15
Контактный телефон: 8 (7172) 249-747, 249-750
Электронный адрес: reception@rnmc.kz

74274782 716460715528062 4803123319379329024 n

75262183 716460845528049 6906328740775591936 n

Уважаемые читатели!
Идет подписка на 2020 год на республиканский журнал «Техническое и профессиональное образование»
Цель журнала - донести новые идеи, проблемные вопросы, новые разработки и исследования ТиПО для широкого круга специалистов.
В журнале освещаются результаты и достижения научных и практических исследований ученых, производственников, имеющих приоритетный характер или научно-практическое значение. В нем публикуются научные статьи: обзорные, проблемные, дискуссионные по актуальным проблемам ТиПО, а также материалы научных конференций, семинаров ТиПО; постановления МОН РК, Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров; материалы о вопросах планирования, координации и внедрения научных исследований, информации о научно-организационной деятельности учебных заведении ТиПО, проблемы ТиПО и т. д.
Журнал рассчитан на широкий круг научно-методических работников ТиПО, преподавателей учебных заведений ТиПО, производственников и специалистов бизнес-структур.
Печатайте свои материалы, будьте с нами в курсе всех новостей образования!

•Язык – казахский, русский.
•Периодичность - 4 номеров в год (І, ІІ, ІІІ, ІV квартал).
• Номер и дата первичной постановки на учет – № 10615 – Ж 30.12.2009 г. (журнал зарегистрирован в Министерстве культуры, информации и общественных согласии).

Подписку можно оформить во всех отделениях АО «Казпочта»
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС- 74465, на 6 месяцев 5600 тг
«Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» РНМЦ
Наш адрес:
010000, г. Нур-Султан, ул.Гёте 15
Контактный телефон: 8 (7172) 249-747, 249-750
Электронный адрес: reception@rnmc.kz

74274782 716460715528062 4803123319379329024 n

75262183 716460845528049 6906328740775591936 n

КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОСТАНЕТСЯ, НО ИЗМЕНИТСЯ.

​В настоящее время по поручению министра МОН РК создана рабочая группа, на которой обсуждаются пути совершенствования критериальной системы оценивания.

​Обсуждения идут, поступают предложения. Учителя спорят, соглашаются, доказывают, дополняют друг-друга. Советуются с коллегами. Обсуждены вопросы учета баллов при проведении формативного оценивания, частотность СОР и СОЧ и другие вопросы, поднимаемые учителями.
​Но учителя однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, по сути 3 –х бальной системе, нельзя.
​Учителя понимают и считают, что методология системы критериального оценивания правильная, и она обеспечила новые стандарты и механизмы оценивания, сопоставимые с требованиями систем оценивания ведущих стран. Поэтому отказываться от критериальной системы мы не будем.

​Поясняю.
​Обновление содержания образования, которое началось в 2016 году, потребовало и новые формы отслеживания результатов обучения, введена система критериального оценивания.
​Ранее стандарт предполагал акцент на усвоение фактологических знаний, уровень которых оценивался через пересказ и воспроизведение небольших фрагментов на уроках, тестирование и систему контрольных срезов. Такой подход соответствовал информационному обучению, когда учащимся предлагался переработанный и готовый материал.
​В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность. Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способности применять знания и навыки мышления более высокого уровня (как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур.

​Фактически СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы, а СОЧ – это четвертные контрольные работы.
​В количестве выполняемых контрольных работ в старой и новой системе оценивания нет существенных различий.
​К примеру, в Типовых учебных планах (ТУП) по предметам «Казахский язык»/«Русский язык» 2013 г. установлены следующие виды контрольных работ: диктант, изложение, сочинение, тестирование, контрольный диктант в количестве от 13 до 15 в год в начальной школе (2 классе - 15, 3 классе - 14, 4 классе - 13).

​В рамках обновленного содержания количество СОР и СОЧ в этих классах меньше и составляет – 12 работ в год. По предмету «Математика» в ТУП - 2012 г. в 5 классе количество контрольных работ составило 13, а количество СОР и СОЧ – 14 работ. А в 6 классе количество СОР и СОЧ по новым программам меньше, чем их было согласно программам 2012 г. По предмету «Химия» по ТУП 2012 г. количество практических/контрольных работ - 11, по ТУП 2016 г. - 12 СОР и СОЧ.

Так можно продолжить анализ и по другим предметам.
​Изменения коснулись лишь процессов составления учебных заданий и проверки работ учащихся по четким критериям оценивания. Это обосновано необходимостью повышения качества и объективности оценок, а также тем, что ученик должен сам понять, чего он достиг и над чем еще нужно работать.
​Ранее оценка в контрольной работе выставлялась методом вычитания, т.е. количество допущенных ошибок и помарок влияло на результат (например, согласно нормам без ошибок - 1 ошибка – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4-5 ошибок и более – «2»).

Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и обеспечивает освоение учебной программы, т.е. способствует повышению качества знаний.

​Что касается учителей. При старой системе учителя начальных классов проверяли тетради каждый день, и это было для них привычным делом. Ежедневно они проверяли письменные работы 25 учащихся по нескольким предметам, и на следующий день приносили в класс проверенные задания с комментариями.
Для учителей казахского, русского языков, математики, физики, химии, биологии в средних и старших классах, где также были письменные работы, лабораторные и практические работы, было обычным явлением – проверять тетради.
​Сегодня при проверке СОР и СОЧ данные учителя также не испытывают сложностей.
​Затрудняются, конечно, учителя устных предметов, у которых в старой системе не было письменных работ и они привыкли оценивать только устные ответы учащихся.

​Что касается учащихся. Дети, которые пошли в 1 класс в 2016 году по обновленной программе обучения, которых сразу оценивали формативно и суммативно, активно внедрились в новые условия. Они не боятся получать «плохие» отметки, они их просто не знают. Для них привычно слышать на свои ответы комментарий учителя о том, что у них получилось хорошо, а что не получилось.
​Хуже адаптируются в новом оценивании дети, которые обучались и оценивались сначала в старой системе, и сейчас перешли в новую. Их затруднения связаны с тем, что они психологически привыкли к одному, а теперь приходится перестраиваться.

​Что касается родителей. Сегодняшние родители- это вчерашние школьники, которые сами обучались по старой программе и получали отметки «3», «4», «5». Любые оценки для них ассоциируются только с ними. Другого им и представить сложно. К тому же, привычное всегда комфортно. И это понятно.
​При этом необходимо мы отмечаем, что Правилами МОН РК предусмотрено, что количество СОР и СОЧ не должно превышать 3-х в день, гибкий график сдачи СОР и СОЧ для недопущения перегрузки учащихся, и т.д. Но на деле не все идет по Правилам.
​Кроме того, мы продолжим работу по повышению квалификации педагогов через курсы, семинары, тренинги и т.д. Нам важно разъяснять педагогам, родителям особенности новой системы оценивания, которая объективна, а самое главное, направлена на поддержку и стимулирование процесса обучения учащихся.

Достар!

Қазан айы білім саласының қызметкерлері үшін ерекше ай. 2 қазан Халықаралық әлеуметтік педагог күні және Кәсіптік-техникалық білім беру мамандарының күні екені белгілі. Сонымен қатар, Қазанның алғашқы жексенбісі ұстаздар күніне орай құттықтаймыз.

Қашанда қоғамды, шәкіртті тәрбиелеген мұғалімнің еңбегі зор. Сіздер қашанда өз уақытыңызды аямай, өзгенің уақытын аялайсыздар! Бала-бақшадағы тәрбиеші, мектептегі ұстаз, колледждегі мұғалім, университеттегі оқытушы одан қала бере өндірісте мамандығын игеруге көмек берген, үйреткен тәлімгердің еңбегі болашақ үшін зор десек артық емес.

Осыған орай, кәсіби мерекелеріңізбен құттықтаймын. Еңбектеріңіз жана берсін. Қолдан ұшырған қарлығаштарыңыз биіктен көрінсін.

Бас директор Б.Халмуратов

P.S. Дей келе, бізде өз тарапымыздан қызметкерлерімізді құттықтауды жөн көрдік…

 

IMG 2673 min

 

 

 

 

АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» проводит независимую сертификацию специалистов по профилю «Образование» по следующим специальностям:

1.0101000 – «Дошкольное воспитание и обучение»,  квалификация: 0101013 - «Воспитатель дошкольных организаций»;

2.0103000 – «Физическая культура и спорт», квалификации: 0103023 – «Учитель физической культуры и спорта», 0103033 – «Тренер –преподаватель по спорту»;

3.0105000 – «Начальное образование», квалификации: 0105013 – «Учитель начального образования», 0105033 – «Учитель иностранного языка начального образования»;

4.0106000 – «Изобразительное искусство», квалификация: 0106013 –«Учитель изобразительного искусства и  черчения основного среднего образования»;

5.0107000 – «Технология», квалификация: 0107013 – «Учитель технологии основного среднего образования»;

6.0108000 – «Музыкальное образование», квалификация: 0108013 –«Учитель музыки в организациях дошкольного и основного среднего образования»;

7.0111000 – «Основное среднее образование», квалификации: 0111013 – «Учитель казахского языка и литературы», 0111083 – «Учитель иностранного языка основной школы», 0111093 – «Учитель информатики основной школы».

Лицам, успешно прошедшим сертификацию выдается сертификат о подтверждении квалификации за подписью Руководителя Палаты предпринимателей области и Руководителя Центра сертификации.

           Специалисты, прошедшие сертификацию будут внесены в Реестр сертифицированных специалистов при Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Заявки на участие в сертификации принимаются по адресу:                 г.Нур-Султан, ул.Гете 15, и по электронному адресу: test.astana@rnmc.kz.

Ответственный за организацию сертификации специалистов: Серикбай Жанболат Алиулы, тел.; 8 (7172) 249-758, 8 702 595 53 66.

Қадірлі білім саласының қызметкерлері!

мешитАйт – мұсылмандардың ең ұлы мейрамы десек қателеспеспіз. Өздеріңіз білесіздер, Ислам дінінде екі айт мейрамы бар. Ол Ораза айт пен Құрбан айт. Ораза айтымыз отыз күн ораза біткеннен соң болатыны бәрімізге аян. Бүгін міне сол Ораза айтымыз да басталды. Осыған орай, сіздерге ізгі ниетімді білдіруді жөн көрдім.

         «Алты алаштың басы қосылса, төрдегі орын мұғалімдікі» - деген М.Жұмабаевтың әдемі сөз бар. Білімнің күші құдіретті! Тәуелсіз қазақ елінің дамуына қосып келе жатқан еңбектеріңіз үшін мен баршаңызға шексіз алғыс білдіремін!

Білім мен ғылым саласының дамуына өз үлестерін қосуға аянбайтын орталығымыздың есігі әрқашан сіздерге ашық. Қашанда сіздермен салмақты ой, салиқалы пікір қалыптастыруға дайынбыз!

Қасиетті мейрамда шаңырақтарыңыз құт-береке мен төрлеріңіз ырыс-ынтымаққа толсын! Еліміздің білім мен ғылым саласы өркендеп, жастарымыз білікті де, білімді маман болуына тілектеспін!

Директор

«Республикалық техникалық және кәсіптік білім беруді дамытудың және біліктілікті берудің

ғылыми-әдістемелік орталығы» РҒӘО бас директоры

Халмуратов Бегалы Оразалыұлы

Об этом на брифинге в Правительстве рассказала вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова. По её словам, больше 10 казахстанских университетов готовы обучать школьников профильным предметам во время каникул. В целом, этим летом в республике будут работать почти 13 тысяч оздоровительных лагерей и площадок. Стоимость 10-дневных путёвок варьируется от 10 до 40 тысяч тенге. По всем вопросам организации отдыха дети и родители могут обращаться в Telegram-чат «Bala-Qorgau».

Бибигуль Асылова, вице-министр образования и науки РК:

- Что касается приоритетного и бесплатного пребывания в таких организациях, то в первую очередь это социально-уязвимые слои населения, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети с особыми образовательными потребностями, а также дети, которые показали лучшие результаты в учебе. Впервые в национальных образовательных базах заполняются все данные о детях, которые пройдут оздоровление в летний период и в течение года.

Источник: https://24.kz/

2332bf500b56255ea6e65b0221d2e004 XL

Премьер-Министр РК Аскар Мамин поручил акимам регионов взять организацию летнего досуга детей на особый контроль, передает Елорда Инфо со ссылкой на primeminister.kz.


Полный охват детей отдыхом и занятостью планируется обеспечить в Карагандинской, Алматинской, Павлодарской областях. Остальным регионам Премьер-Министр РК поручил в срочном порядке принять меры по организации на должном уровне отдыха и обеспечению занятостью детей в летний период.

"Дети в период каникул должны иметь бесплатный доступ в музеи, театры, заповедники, национальные парки, спортивные объекты. Необходимо организовывать тематические встречи, мероприятия, выезды. Для организации летнего досуга следует активнее вовлекать меценатов, положительные примеры у регионов имеются", - сказал Мамин на заседании Правительства РК.

В рамках организации мероприятий летнего отдыха Премьер-Министр РК подчеркнул важность обеспечения безопасности детей и поручил органам внутренних дел, образования, здравоохранения, акимам регионов мобилизовать работу соответствующих служб.

В целях охраны и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни особое внимание поручено уделить качеству питания в общественных местах, санитарному уровню точек питания и досуговых помещений.

"Все лагеря должны быть обеспечены медицинскими работниками и соответствующими педагогическими кадрами", - подчеркнул Мамин.

По итогам рассмотрения вопроса были поддержаны предложения Министерства образования и науки РК по расширению количества лагерей на следующий год.

"Необходимо провести работу по открытию до тысячи новых летних лагерей при санаториях, турбазах и в Национальных парках, вузах, реанимировать бездействующие лагеря. Это позволит полностью охватить детей летним отдыхом", - отметил Мамин и поручил акимам регионов взять детский отдых на особый контроль и обеспечить максимальный охват детей отдыхом и занятостью.

big 43002ba7604ff534

 

Аккредитационный орган – юридическое лицо, которое проводит институциональную и (или) специализированную аккредитации организаций образования на основе разработанных им стандартов (регламентов);
Стандарты (регламенты) аккредитации – документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации;
Аккредитация организаций образования – процедура признания аккредитационным органом соответствияобразовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;
Институциональная аккредитация – процесс оценивания качества организации образования аккредитационным органом на соответствие заявленному статусу и установленным стандартам аккредитационного органа;
Специализированная аккредитация - оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;
Реестр признанных аккредитационных органов – сформированный уполномоченным органом в области образования перечень национальных и зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

Аккредитация организаций образования

1. Аккредитация организации образования осуществляется на добровольной основе. Организация образования самостоятельна в выборе аккредитационного органа.
2. Решение о проведении аккредитации или об отказе в проведении аккредитации принимается аккредитационным органом по результатам рассмотрения заявлений организацией образования и представленных документов, перечень которых определяется аккредитационным органом. Условия и сроки проведения аккредитации определяются в договоре о проведении аккредитации между организацией образования и аккредитационным органом.
4. Аккредитация организации образования проводится за счет средств организации образования.

Государственный контроль в системе образования
Организации образования, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ, освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным образовательным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не более 5 лет.

60481013 603626183478183 268966627490398208 n

Больше трети из казахстанских колледжей на данный момент являются малокомплектными и не дающими необходимые навыки учреждениями
Дмитрий Покидаев

В Казахстане колледжи будут передаваться в доверительное управление крупным предприятиям, сообщила 6 мая министр образования и науки страны Куляш Шамшидинова.

Выступая на заседании правительства во вторник, глава министерства сообщила, что ее ведомство разработало ряд мер, направленных как на повышение материального обеспечения системы послешкольного трудового образования, так и на обеспечение соответствия ее требованиям рынка.

«Первое: передача в доверительное управление колледжей крупным предприятиям. Для этого планируется создание проектного офиса при национальной палате предпринимателей «Атамекен», а также определение перечня потенциальных компаний и колледжей для передачи», - сказала Шамшидинова.

Помимо этого, реализация данной идеи потребует изменения организационно-правовой формы колледжей при передаче их в доверительное управление, а также увеличения размера госзаказа.

Глава МОН напомнил, что в стране сейчас функционирует 821 колледж, в том числе 479 государственных, из которых 174 (36%) - с малочисленным контингентом до 300 мест, в них обучается всего 6% от общего числа студентов казахстанской системы послешкольного спецобразования.

«Данные колледжи являются неэффективными и нерентабельными», - констатировала министр.

«Второе – это развитие дуального обучения, в части возмещения расходов предприятий за организацию профессиональной практики и производственного обучения студентам, включая расходы на оплату труда наставника, приобретение расходных материалов и спецодежды», - добавила глава МОН.

По ее словам, в стране ежегодно увеличивается количество колледжей и предприятий, участвующих в дуальном обучении, однако охват студентов дуальным обучением остается низким – всего 19,8%.

Фото: Аскар Ахметуллин, Источник:https: //kursiv.kz

60090594 602979336876201 3933170847396659200 n

 

14.05.2019
Бүгінгі таңда Маңғыстау облысы бойынша 7 оқу орында білім алатын 1 364 студент студенттік жатақхана орындарына зәру.

Үшінші әлеуметтік бастаманы іске асыру шеңберінде Маңғыстау облысында 2022 жылдың соңына дейін 7 жатақхана 2 140 орынға арналған, оның ішінде 1 ЖОО үшін 170 орынға және 6 колледж үшін 1 970 орынға жатақхананың құрылысы жоспарланып отыр.

Берілген мәселені шешу үшін 7 жер учаскесінде объектілерді пайдалануға енгізу жоспарда. Қазіргі уақытта 4 объект бойынша ЖСҚ-ны жоқ, 3 объект бойынша ЖСҚ қажет емес.

Объектілердің пайдалануға енгізілуін студенттерді, магистранттар мен докторанттарды жатақханалардағы орындармен қамтамасыз етуге мемлекеттік тапсырысты орналастыру тетігінің шеңберінде жүзеге асыру жоспарланып отыр. Осы тетіктің операторы болып «Қаржы орталығы» АҚ айқындалды.

Тетікке сәйкес мемлекеттік тапсырысты орналастыру шеңберінде жыл сайын әрбір орын-жай үшін жаңа жатақхана салынған жағдайда – 122 АЕК, ғимаратты жатақхана етіп реконструкциялау жағдайында 47 АЕК төленетін болады. Төлемдердің жүргізілу кезеңі 8 жыл.

Сонымен қатар, мемлекеттік тапсырысты орналастыру тетігі туралы Маңғыстау облысының кәсіпкерлік қоғамдастығына ақпарат беру мақсатында «Қаржы орталығы» АҚ «Атамекен» ҰКП-мен бірлесіп, ағымдағы жылдың 16 мамырында Маңғыстау облысында түсіндіру кездесуін өткізді. Іс-шараға қонақ үй кешендерінің, хостелдердің басшылары мен басқа да мүдделі кәсіпкерлер,
«Білім басқармасы» ММ, «Каспий» ӘКК» АҚ, «Даму» Қорының Маңғыстау облысы бойынша аймақтық филиалы қатысты.

Жалпы ақпарат:

2019 жылғы мамыр айындағы жағдай бойынша 20 шарт жасалды, олардың шеңберінде 2019 - 2022 жылдар аларығында 6 864 орын-жайды енгізу жоспарлануда, соның 13-і Нұр-Сұлтан, Алматы, Шымкент, Қарағанды, Қостанай, Тараз, Орал қалаларында құрылыс жүргізу жолымен және 7-уі Нұр-Сұлтан, Алматы, Шымкент, Ақтау, Павлодар, Өскемен қалаларында реконструкциялау жолымен іске асырылатын болады.

Ақпаратhttp://www.edu.gov.kzсайтынан, сурет
https://www.lada.kzсайтынан алынды.

60155489 602976083543193 6397122537762848768 n

Айман Садвакасова:  Современному учителю необходимо повышение заработной платы, больше свободного времени на саморазвитие!

айман 1

Айман Садвакасова:

Современному учителю необходимо повышение заработной платы, больше свободного времени на саморазвитие!

- Айман Дарменовна, расскажите о себе, о школе.

- Я являюсь директором КГУ КШДС №33 города Караганда, а также учителем самопознания. Мой общий педагогический стаж составляет 22 года, из них 6 лет в руководящей должности. Кроме казахского и русского, в совершенстве владею немецким языком. Я люблю детей, нахожу вдохновение в преподавательской деятельности, с уверенностью могу сказать, что нашла свое призвание. Школа была возведена в 1993 году, учительский коллектив состоит из 70 человек, в школе обучается 900 детей. В приоритете у школы формирование всесторонне гармонично развитой, конкурентоспособной личности с качествами лидера и гуманиста.

- 1 сентября – День знаний, с какими чувствами Вы его встречаете? Для Вас это какой-то особый день или рядовой?
- День знаний я встречаю с чувством восторженного ликования и готовности к покорениям новых вершин. Несомненно, 1 сентября для меня является особенным днем, несмотря на то, что мы проводим его каждый год, так как мы приветствуем новые лица в нашей школе, придумываем что-нибудь новое для проведения данного мероприятия, осознаем, что это будет последний День знаний с нашими неповторимыми выпускниками; и существует еще целое множество причин считать этот день особенным.

- Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас?
- Кроме образования, необходимо создать благоприятные и комфортные условия для воспитания высоконравственной, духовной и физически развитой личности умеющей применять свои знания на практике, так как дети – это наше светлое будущее.

- Скажите пожалуйста, что из себя представляет учитель XXI века?
- Учитель XXI века представляет собой активного человека-гуманиста с креативным мышлением и творческим подходом к обучению детей, он способен эффективно применять новейшие технологии в учебном процессе и ясно излагать материал для каждого учащегося.

- Насколько остро сегодня в школе стоит кадровый вопрос? Достаточно ли компетентны молодые преподаватели?
- На сегодняшний день школы нуждаются в молодых специалистах, особенно в учителях, естественно математического цикла и английского языка. Достаточно компетентны те молодые преподаватели, которые осознанно идут работать в сферу образования.

- А чего не хватает современному учителю? Каких навыков?
- Современному учителю необходимо повышение заработной платы, больше свободного времени на саморазвитие и осмысление новых идей для своей успешной деятельности. Современный учитель нуждается в навыках скорочтения, охвата большого количества информации, оказания первой медицинской помощи и быстрого счета.

- Каким Вы видите будущее школьного образования? Чего не хватает современной школе?
- Вероятнее всего, что в школьном образовании информационные технологии будут занимать не последнюю роль, их применение в сфере образования будет только увеличиваться, возможно, учителя будут работать совместно с роботами-андроидами, а учебники и тетради заменят планшеты нового поколения. Современной школе хотелось бы интерактивных технологий в каждом помещении, а также зон отдыха для учащихся и учителей.

- Что сейчас больше всего волнует родителей? По каким критериям выбираются школы?
- Большинство родителей в первую очередь интересуются личностными качествами преподавателей, классного руководителя и климатом в классе, так как им важно, чтобы по отношению к их ребенку не было негативных воздействий. Также школы выбираются по таким критериям, как:
* Рейтинг школы;
* Расстояние от школы до дома;
* Компетентность и профессионализм учителей.

- Ребенок должен выбирать профессию в 16 лет. Но тенденция такова, что, зачастую, взросление происходит позже, люди ищут себя и в 30, и в 40 лет. Как вы думаете, может ли школа как-то помочь человеку с самоопределением?
- Вопрос самоопределения является крайне индивидуальным для каждого человека, но, абсолютно точно, что школа может помочь в выборе профессии и дела жизни через уроки самопознания, профессиональные пробы совместно с колледжами, проф. ориентационную работу.

- Что бы Вы пожелали казахстанцам в год молодежи в Казахстане?
- Мы благодарны Елбасы за заботу о молодом поколении и всестороннюю поддержку. В год молодежи хочу пожелать процветания и мира над головой каждому казахстанцу, а молодым людям и специалистам достигать новых высот.

Сания Сулеймен,
Нур-Султан-Караганда-Нур-Султан

Бағалайтын халық, анықтайтын уақыт!

Қазақта «Жақсының аты өлмейді, ғалымның хаты өлмейді» деген әдемі сөз бар. Ел арасында білім және ғылым саласының дамуына ерекше үлес қосқан біртуар азаматтарымыз баршылық. «Қолда барда алтынның қадірі жоқ» демекші, осы азаматтарымыздың қадірін кейде біліп жатырмыз ба, уақытында бағалай алдық па деген сұрақ көкейімізде тұрады.

Осыған орай, Қарағанды қаласындағы «Шетел тілдер колледжі» білім ошағына ат басын бұрдық. Колледж құрылтайшысы, филология ғылымдарының докторы, профессор, 20-ға жуық ғылым кандидаттарын қанат қақтырған  Нұрсұлу Ыбырайқызы Бөкетованы сөзге тарттық.

-         Букетова Нурсулу Ибраевна1Нұрсұлу Ыбырайқызы, Абай «Ұстаз болу-жүректің батырлығы» деді. Жастардың білім алуына өз қаражатыңызбен жағдай жасадыңыз. Келесі жылы колледжге 15 жыл толады екен. Негізі, қазір кәсіпкерлер ойын-сауық орталығы, дүкен және т.б. бизнес көздерін қолға алуда. Ал, сіз ұрпақ үшін жасап отырған еңбегіңізді қалай түсіндірер едіңіз?

-         Адам баласы шыр етіп дүниеге келгенде өз мақсаты болады. Мүмкін менің маңдайыма білім саласына қызмет етсін деп жазылған шығар. Қазақстан Ұлттық Ғылым Академиясының академигі Евней Арыстанұлы Бөкетовтың немере қарындасымын. Білім саласына еңбек ету ол біздің тұқымда бар қасиет. Мектепте оқып жүргенде-ақ А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ы.Алтынсарин сынды әйгілі ұстаздардың жазғандарымен сусындадым. Мысалы, Ы.Алтынсарин 48 жасында дүниеден өтті. Бірақ қаншама мектептер ашты. Адамды оқыту, бағыт беру қандай керемет. Оның үстіне біздің ұстаным гуманитарлық білім беру ол баланы тәрбиелеу болып табылады. Фольклорсыз, әдебиетсіз балаға білім беру, яғни гуманитарлық білім беру болмаса адамзатты тәрбиелеу мүмкін емес!

-         Сонда Әбу Насыр әл-Фарабидің «Тәрбиесіз берген білім адамзаттың қас жауы» дегендей білімнің бастауы тәрбиеде болғаны дұрыс деп санайсыз ба?!

-         Әрине, тәрбиемен білім алған жастар жамандыққа бармайды. Адаммен тіл табысу қазір қоғамға өте қажет. Өзекті мәселе. Біз ұстаздар және ата-аналар бала санасына ең алдымен тәрбиені сіңіруіміз қажет. Онсыз ол роботқа айналады! Осыны естен шығармағанымыз абзал.

-         Колледж тарихын еске алсақ?

-         Ең алдымен 1996 жылы «Лингва тіл және аудару институтын» аштық. Қарағанды аумағында шет тілдерінің дамуына үлесімізді қоссақ деп едім.Содан бастау алды. Негізі қандай жұмысты бастамайын маған кәдімгідей сынақпен келеді. Өмірде маған бәрі жеңіл жолмен келді деп айта алмаймын. Қажыр-қайраттыкүш-жігерді, білім мен білікті талап етті. Талай қиындықты көрдік.

-         Президент Н.Назарбаев үштілділік туралы ресми жиындарда айтып жүрді. 2015 жылы өткен Қазақстан Халқы Ассамблеясының сессиясында да тоқталды. Алғаш рет бұл идея 2006 жылы сол Қазақстан Халқы Ассамблеясының сессиясында айтылған еді. Ол кезде Мемлекет басшысы кем дегенде үш тілді білу біздің балаларымыздың болашағы үшін өте маңызды деген. Ал, сіз шетел тілін 1996 жылдан қолға алыпсыз?

-         Басында филология ғылымдарының докторы дипломынан басқа менде ешнәрсе болған жоқ. Кейін колледж ашамын дегенде бәрі жеңіл көзбен қарады (жымиды-авт). Мемлекеттен кішкене көмек болса біз жайнап кетер едік. Бірақ өкінішке орай олай болмады. Бәрін өз күшімізбен тұрғыздық. 1999 жылы Америкадан білім эксперті келді. Мен осы ғимарттың есік-терезесін қалай дұрыстаймын, сынғанын қалай бүтіндеймін деп жүрсем, ол кісі маған «Егер сіз Америкада болғанда ең бай әйел болар едіңіз» демесі бар ма?! Басымыз қатып жүргенде, «мына кісі не деп тұр» деп ұқпадым. Сонымен 2004 жылы Америкаға барғанда ғана сол кісінің айтқан әңгімесінің төркінін түсіндім... Қазір шүкір, балаларым шетелде, Қазақстанның белді мекемелерінде қызмет етіп жатыр. Колледжден алған білімдері болар шет тілінде сайрап, бізді қуантып жүретінін жасырмаймын.

Сондай-ақ, колледж ұжымына әріптестерімнің еңбегі зор деймін, оларға алғысымды білдіремін! Өзіңіз білесіз «Жалғыздың үні шықпас, жаяудың шаңы шықпас» деген сөз бар. Сондықтан колледждің дамуы әріптестерімнің арқасы деп білемін.

-         Бірде Елбасы «Болашақта еліміздегі білім ордалары академиялық-автономиялық басқару жүйесіне көшуі тиіс!» деді. Қандай білім ошағы болмасын дербестік алған жағдайда сапа жағы қалай болар екен? Мысалы, сіздер жекеменшік білім ошағысыздар?

-         Негізі оқу орнының дербес болуы жақсы нәрсе. Біз жекеменшік оқу орнын тақыр жерден бастап аштық. Мемлекеттік жоғары оқу орындарына қарағанда жекеменшіктің өз ерекшеліктері мен артықшылықтары болады. Мысалы, екінші тілді бірінші тілмен бір деңгейде оқыттық. Азайтпадық. Сондықтан болар студенттеріміз қос тілді еркін меңгеріп шықты.

-         Білім саласындағы сізді толғандыратын мәселе?

-         Ия... тәрбие беру жағы ақсап барады (ойланып қалды-авт.) Қазір білім жағына қатты көңіл бөлеміз. Ал, білім мен тәрбие егіз ұғым. Жаңа ғана Әл-Фарабидің сөзін мысалға алдыңыз. Тәрбие ол өзіңді қалай сөйлеп, жүріп-тұруың емес, ол адам үшін маңызы зор дүние. Тәрбие ол көшбасшылық қасиетін меңгеру, стресс кезінде өзін-өзі ұстай білу және т.б. Қазір біз жедел даму үстіндеміз, ақпарат өте көп. Осындай сәттерде білімді азамат өзін бірқалыпты ұстаған жөн. Мен білім алған кезде білім мен тәрбие қатар еді. Бізде жалпы физикалық дайындық, яғни, дене шынықтыру пәнінде адам мінез-құлқын тәрбиелеу маңызды болатын. 9 сыныптан бастап суға батқан адамды құтқару ұйымында болдым. Міне, сол кезден бастап адамды құтқару, көңіл бөлу адамгершілік пен мейірімділікке бой үйреттік. Сондай-ақ тауда, орманда жалғыз қалғанда қалай аман қалу жолдарын, сусыз, сіріңкесіз, тамақсыз қалғанда қалай күн көру керек екенін санамызға сіңірдік. Өкінішке орай, бұл жүйе қазір жұмыс істемейді. Міне, суға түсу маусымы басталады қаншама адамның суға кеткен статистикасын көріп көңілім жабырқайды. Неге осының бәрін мектептен үйретпеске?! Бұл адамды құтқарып қана қоймайды, мінезі де қалыпқа келеді емес пе?!

-         Нұрсұлу Ыбырайқызы, келесі жылы білім саласына қызмет еткеніңізге 50 жыл болады екен. Осы саланың сіз үшін маңыздылығы?

-         Егер сіз менің жарты ғасырлық ғұмырым дұрыс бағаланды немесе бағаланбады деген ойда болсаңыз, мәселе онда емес. Керемет марапттарға құштар емеспін (жымиды-авт.) Маған шәкіртім мен ата-анамның ілтипаты маңызды. Осыдан біраз жыл бұрын бізден білім алған студентім кеше келіп кетті. Жай амандасуға келіпті. Бұдан артық қандай бақыт керек? Кезіндегі шәкірттерім алтын уақытын бөліп амандасса, біз бекер оларға қызмет етпегеніміз көрініп тұр.

-         Бұның сыры неде? Жалпы қалай жақсы мұғалім болуға болады?

-         Жақсы мұғалім болу өте қиын нәрсе. Жақсы мұғалім мейірімді және әділ болуы міндетті.

-         Өмірден не таптыңыз ? Не жоғалттыңыз?

-         Ой қандай сұрақ?! (жымиды-авт.) Біз ең әуелі уақыт жоғалтамыз ғой кейде «мынаны бүйту керек еді, ананы сөйту керек еді» деп өкінеміз. Уақыт болар жоғалтқаным?! Ал, тапқаныма келер болсақ, мүмкін адам дүниеге келген кезінде өзін тапқан болар? Өмірде көп нәрсе табуға болады. Негізі адам баласының мінез-құлқы, тәрбиесі 17 жасқа дейін қалыптасады. Біз кезінде өте жақсы білім және тәрбие алдық. Ең бастысы кризистік сәттерде өзімізді ұстай білу қасиетін меңгердік. Бұл өмірде өте қажет нәрсе. Қиын сәттерде сынбадық, өзімізді жоғалтпадық. Міне, жақсы қасиеттерді бойыма сіңіргенім тапқаным болар!

-         Салиқалы сұхбатыңызға рахмет!

Сәния СҮЛЕЙМЕН,

Нұр-Сұлтан – Қарағанды – Нұр-Сұлтан.


Анықтама

Бөкетова Нұрсұлу Ыбырайқызы филология ғылымдарының докторы, профессор. 1970 жылы Алматы педагогикалық шет тілдер институтын қазіргі Абылай хан атындағы  Қазақ Халықаралық Қатынастар және Әлем Тілдері Университеті бітірген.

80 жуық басылымдардың авторы. 5 монографиясы, 4 оқу құралы жарыққа шыққан. Сондай-ақ герман және жалпы тіл білімі бойынша телебағдарламалар, шетел және қазақ тілдерін оқыту бойынша 3 электронды оқулықтың иесі. Көптеген әңгіме, жыр кітаптары оқырман жүрегінен орын алған автор.