В порядке обсуждения

 

Сертификационно-квалификационная политика Республики Казахстан: инновационный подход

Само название «Национальная система квалификаций» обязывает удерживать основные национальные интересы страны. Эти интересы связаны с преодолением типовых затруднений в деятельности и взаимодействии всех субъектов и отражены в Посланиях Президента РК Назарбаева Н.А.

Выделяются, как минимум, две проблемы, соответственно две «красные линии», два вектора, пронизывающие Послания Президента РК:

  1. обеспечение конкурентоспособности экономики и страны, в целом;
  2. обеспечение занятости и улучшение самочувствия граждан.

Эти векторы взаимообусловлены, но с позиции функциональной логики очевиден приоритет обеспечения конкурентоспособности экономики как условия принципиального решения проблемы занятости населения и, как следствие, повышения качества жизни, благосостояния всего народа.  

Акцентируя внимание на проблеме конкурентоспособности, отмечаем, что она относится к субъектам всех уровней профессиональной иерархии – от малого бизнеса до отраслевых министерств, исполнительных и законодательных органов власти. Другими словами, обеспечение конкурентоспособности есть национальная задача, напрямую зависящая от профессионализма всех субъектов деятельности страны.   

Профессионализм необходим не только в управленческой, аналитической, проектной, педагогической, инженерно-технической, предпринимательской и иной деятельности, но также и в межпрофессиональном взаимодействии - межсубъектном, межотраслевом, регионально-отраслевом. Таким образом, общая задача обеспечения конкурентоспособности страны должна быть решена, прежде всего, на методологическом, общепрофессиональном уровне.

С методологической позиции задачу необходимо конкретизировать функционально-логическим рядом подзадач для всех профессий национальных субъектов.

В качестве средства конкретизации общей задачи и иерархизации подзадач уместно использовать Национальную рамку квалификаций (далее - НРК), являющуюся основным элементов Национальной системы квалификаций (далее - НСК). НРК содержит восемь уровней профессиональных задач, отличающихся степенью сложности: 1 уровень – простейшие задачи, 8 – наиболее сложные, связанные с достижением высших конкурентных позиций в той или иной деятельности.

Применяя метод мышления «от простого к сложному», раскладываем подзадачи на всех уровнях НРК в следующей последовательности:

  1. составление типов профессиональных задач;
  2. составление типовых общепрофессиональных задач (далее - ОПЗ);
  3. составление требований к квалификационным уровням(знаниям, умениям, компетенциям) субъектов, обеспечивающих решение ОПЗ; 
  4. составление типовых предметно-профессиональных задач (отраслевых) (далее - ППЗ);
  5. составление требований к квалификационным уровнямсубъектов, обеспечивающих решение ППЗ;
  6. составление профессиональных задач для профессий (далее - ПЗ);
  7. составление требований к квалификационным уровнямсубъектов, обеспечивающих решение ПЗ.

На основании данного методологического подхода разработана следующая типология профессиональных задач и соответствующие типовыеквалификационные требования профессиональной деятельности к субъектам.

 

Типология профессиональных задач

kartinka 1

Типовыеквалификационные требования профессиональной деятельности

 kartinka 2

 Рекомендуется принять данную типологию за основу разработки и обновления всей НСК РК, соответствующих НРК, ОРК и других документов.

 

Создание сертификационно-квалификационных центров

В условиях административной системы хозяйствования сложился стереотип профессионального самоутверждения путём получения дипломов, сертификатов и других «подтверждающих» документов. Ценность формального подтверждения профессионализма стала выше ценности самого профессионализма. Данный перекос предопределил ложные критерии «расстановки кадров» в организационных иерархиях и наивные ожидания развития предприятий, отраслей, экономики и страны, в целом.

В наши дни происходит переоценка ценностей. В условиях рыночных отношений всё встаёт на свои места. В аналитической, управленческой, педагогической, инженерной деятельности постепенно отходят на второй план или отмирают функции, бесполезные с точки зрения реализации основных функций. Значительно сокращаются промежуточные звенья, многочисленные посредники, бюрократические процедуры, экономится время, финансы, материальные ресурсы. С другой стороны, повышается ответственность субъектов за качество продукции перед конечным потребителем. 

Созданные и создающиеся на добровольной основе профессиональные сообщества признают ценность профессионализма. Негласно по данному критерию существует и соответствующая профессиональная иерархия. Настало время легитимизации статуса профессионалов высшей квалификации (далее - ПВК), специализирующихся в различных профессиональных направлениях. Признание и наделение профессиональными сообществами данным статусом тех или иных специалистов автоматически будет означать выдачу им кредита доверия, т.е. их аккредитацию. К числу таких ПВК могут относиться учёные, авторы изобретений, новых методов, теорий, лица с большим багажом знаний и опытом профессиональной деятельности. Постепенно ответственность различного рода организационных структур, управленческих органов, так называемых юридических лиц будет замещаться персональной профессиональной ответственностью.  Соответственно будет отпадать необходимость в создании и содержании разного рода центров, агентств, осуществляющих формальную   аккредитацию.

В этой связи предлагается создавать пилотные сертификационно-квалификационные центры (далее - СКЦ), привлекающие и мобилизующие для проведения оценки квалификационного уровня заинтересованных субъектовПВК. Выделяются три основные функции ПВК в оказании качественных услуг кандидатам в СКЦ:1) диагностика;2) оценка квалификационного уровня знаний, умений, компетенций; 3) консультирование в выборе дальнейшей профессиональной траектории.

В этом будет заключаться их персональная профессиональная ответственность.

Создание СКЦ в качестве системообразующих ядер формирования вокруг себя сообществ ПВК, специализирующихся в различных профессиональных направлениях, обусловит смещение акцента с сертификации как таковой на качественное выполнение основной миссии СКЦ с помощью ПВК. Кто, если не профессионалы высшей квалификации, лучше всех понимающие состояние рыночного спроса и предложений, знакомые с мировыми трендами технологического развития в тех или иных областях, могут оказать содействие кандидатам в осознании границ их компетентности, предоставлении вариантов, методов повышения квалификационного уровня или переподготовки по новым профессиям?

В современных условиях наряду с СКЦ, аккредитуемых, к примеру, НПП РК «Атамекен» или НЦА, могут существовать и СКЦ, созданные в форме СРО, без внешней аккредитации. В конце концов, спрос на сертификаты постепенно будет замещаться спросом на оценочно-консультационные услуги профессионалов высшей квалификации.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЦ

Для качественного выполнения своих функций СКЦ, в первую очередь, должны организовывать курсы повышения квалификации для ПВК, формировать по выбранным профессиональным направлениям команды ПВК из числа методологов, педагогов, психологов, инженеров, технологов и других специалистов.

СКЦ должны оценивать не уровень образования кандидатов, а их квалификационный уровень, способности решать конкретные профессиональные задачи. Таким образом, сертификацию или подтверждение своего квалификационного уровня могут пройти кандидаты, имеющие разный уровень формального, а также неформального или информального образования. 

kartinka 3

Очевидно, что существует прямая зависимость между приращением (повышением) квалификационных уровней специалистов и приращением экономических результатов их деятельности - чем выше квалификационный уровень специалистов, тем больший вклад в конкурентоспособность экономики они вносят. Таким образом, профессиональные сообщества, пулы экспертов по оценке квалификаций, формируемые СКЦ по направлениям, становятся важнейшими звеньями профессионального и образовательного пространства страны, принимающими на себя основную долю ответственности за обеспечение конкурентоспособности и занятости граждан в динамично меняющихся рыночных условиях.

Соответственно, актуализируется необходимость введения новых профессий – «эксперт по организации оценки квалификаций» и «эксперт по оценке квалификаций».

Миссия СКЦ: стать системообразующими центрами Национальной системы квалификаций Республики Казахстан по организации и обеспечению раскрытия конкурентных профессиональных способностей граждан как главного, решающего условия создания конкурентоспособной экономики и страны, в целом.

Цой Валерий Иванович – методолог, действительный член Международной академии инновационных социальных технологий и Международной академии информатизации, член-корреспондент Международной экономической академии Евразии, кандидат технических наук, доцент экономики, эксперт Центрального Экспертного совета Президентской программы «Рухани Жаңғыру»).

 

Добавить комментарий


Защитный код


Обновить