От затрат на подготовку кадров – к инвестициям в человеческий капитал 
02.08.2012

Статья Президента страны «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» вызвала широкий резонанс. В ней Нурсултан Назарбаев обосновал инновационную и актуальную идею «Общества Всеобщего Труда».

Согласитесь, что достойный труд, продуктивная занятость – это основные вопросы в жизни каждого человека, залог его благополучия и обеспеченной жизни. Поэтому логично, что реальный производительный труд поставлен Президентом в основу новой политики социальной модернизации.
 
Для фонда «Самрук-Казына», в структуру которого входят более 500 компаний ключевых секторов экономики с численностью работающих 263 тыс. человек, тема труда и социального самочувствия работников очень близка и актуальна.
 
В последние годы дефицит квалифицированного производственного персонала стал притчей во языцех. Эта проблема не обошла и компании фонда, которые ощущают недостаток в первую очередь в квалифицированных кадрах рабочих специальностей, таких как сварщики, наладчики оборудования, машинисты, слесари, фрезеровщики. И это далеко не полный список.
 
Более того, согласно Стратегии развития фонда, одобренной Главой государства, на предстоящие 10 лет мы планируем запустить более 100 инвестиционных проектов на общую сумму 42 млрд. долл. Так, только на этапе строительства будет создано порядка 25 тыс. новых рабочих мест, а в период эксплуатации – почти 7 тыс. новых постоянных рабочих мест. Становится понятным, что вопрос подготовки кадров является ключевым. Ряд проектов – это строительство заводов в тех отраслях, которые ранее в Казахстане не были представлены и не готовились соответствующие кадры. Например, это такие отрасли, как нефтехимия, альтернативная энергетика, морская нефтедобыча и др.
 
Президент страны в своей статье одним из поручений обозначил необходимость дальнейших шагов по модернизации образовательной системы. Тем более что в условиях новой индустриально-инновационной экономики, становление и развитие которой является вопросом номер один для будущего страны, проблема подготовки кадров, особенно технических и рабочих специальностей, выходит на первый план.
 
При этом Глава государства подчеркнул: «Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».
 
Переход к «Обществу Всеобщего Труда» требует пересмотра не только основных подходов к государственной системе образования. Как пишет Президент, государство, выступая «инициатором и главной движущей силой процесса социальной модернизации», не является «бесконечным донором». Государство в данном случае – партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. И здесь, как отмечается далее, «должна быть высокая ответственность самой личности и бизнеса», «…работа должна строиться на основе тес­ного взаимодействия государства, бизнеса и граждан».
 
Если обратиться к мировой практике, то, как правило, в развитии профессионально-технического образования активно участвует бизнес. Им выделяются значительные средства на подготовку кадров. Так, например, в США на подготовку одного специалиста расходуется больше 10,5 тыс. долл. в год, а в странах ОЭСР – почти 7,5 тыс. долл. Но при этом львиная доля расходов приходится на частный сектор. Так, в Великобритании финансирование профессио­нально-технического образования на 90% обеспечивается предприятиями и только на 10% – государством.
 
В нашей стране расходы на подготовку специалиста составляют всего около 1 тыс. долл. и покрываются в основном из госбюджета. Роль бизнеса в этом процессе ничтожно мала. Нужно активнее включать предпринимательские структуры в процесс подготовки профессионально-технических кадров.
 
В принципе такая работа уже проводится отдельными компаниями. Некоторые крупные предприятия, в том числе международные, создают собственные учебные центры. В то же время если крупные корпорации могут создать собственные системы подготовки (переобучения) квалифицированных кадров, то малому и среднему бизнесу сделать это сложнее, что сказывается на их развитии и конкурентоспособности.
 
Вот здесь государственная система профессионально-технического образования могла бы ориентироваться на потребности бизнеса, особенно малого и среднего. Для этого министерствам, отвечающим за конкретные отрас­ли, необходимо также включаться в процесс определения потребности своих отраслей в профессиональных кадрах, при соответствующей централизованной координации и планировании. Ведь трудовые ресурсы – это такие же ресурсы, как капитал, природные богатства, земля и их эффективное планирование, – ключевой вопрос конкурентоспособности.
 
В свою очередь, фонд в своей Стратегии развития до 2022 года определил вопросы профессионального обучения и развития работников, построенные на принципах социального партнерства, как ключевые. Важно, что расходы рассматриваются как экономические инвестиции в человеческий капитал, а не просто затраты на социальные нужды.
 
В общей сложности у нас функционируют 16 крупных корпоративных учебных цент­ров. Расходы дочерних организаций фонда на обучение и повышение квалификации персонала в прошлом году составили свыше 6 млрд. тенге. Сегодня внутрифондовая система обучения и переподготовки кадров требует определенной модернизации и пересмотра подходов к ней. Акцент надо сделать на дуальной системе обучения, о чем говорил в своем выступлении на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент страны. Он поручил АО «Самрук-Казына» сформировать пошаговый план внед­рения такой системы подготовки кадров в Казахстане с использованием опыта передовых индустриальных стран.
 
В связи с этим фонд предпринимает следующие шаги в данном направлении.
 
Первое. Мы выстраиваем процесс долго­срочного планирования потребности в персонале в группе компаний фонда. Понимая, сколько работников и какой квалификации нам нужно в ближайшие пять – десять лет. В результате нами будет сформирован единый перечень рабочих специальностей фонда с учетом квалификации и количества. Эта работа будет тесно скоординирована с процессом разработки пятилетнего общенационального прогноза казахстанского рынка труда. Необходимость такого документа озвучил Глава государства в своей статье.
 
Второе. Поскольку дуальное обучение строится на основе профессиональных стандартов, мы работаем над Корпоративной моделью профессиональных стандартов для группы компаний фонда.
 
Третье. Мы будем совершенствовать систему мотивации сотрудников к профессиональному росту, повышению квалификации, выстраивать систему профессиональных лифтов. Тогда молодой специалист при поступлении на работу в национальную компанию сможет увидеть перспективы карьерного роста.
 
Четвертое. Фонду предстоит развитие собственной сети учебных центров путем модернизации существующих учебных заведений и создания новых.
 
Пятое. Совместно с Министерством образования и науки РК проводить работу по расширению сотрудничества с организациями системы технического и профессионального образования (ТиПО) путем совместной разработки учебных программ, содействия в материально-техническом обеспечении, организации стажировок, производственной практики.
 
Шестое. Будет разработана Дорожная карта по внедрению дуальной системы обучения в группе компаний фонда.
 
Национальная система подготовки рабочих кадров должна развиваться в сторону роста ответственности и роли бизнеса, с укреплением координирующей, планирующей и административной роли государства, в т. ч. создании условий для роста доли корпораций в этой сфере.
 
За бизнесом должна быть основная возрастающая роль в подготовке рабочих специальностей, так как именно он является конечным потребителем услуг.
 
Возможны комплексные меры по мотивации и стимулированию работодателя для его участия в решении вопроса подготовки рабочих кадров, включая налоговые, грантовые и иные стимулы, в т. ч. и законодательные требования. Для примера: во Франции каждое предприятие и организация с числом работающих от 10 человек и более обязаны перечислять на профессиональное обучение не менее 1,5% от фонда оплаты труда.
 
Не менее важный вопрос – это регулирование трудовой миграции. Складывающийся в стране дефицит квалифицированных рабочих не может быть покрыт только за счет миграционного притока. В структуре трудовых мигрантов, прибывающих в Казахстан, менее 30% имеют высшее и среднее специальное образование. Это в основной массе низкоквалифицированные или не имеющие какой-либо квалификации люди.
 
В то же время численность самозанятых в стране, по статистическим данным, составляет 2,7 млн. человек (более 30% от занятого населения). Другими словами, это скрытый резерв трудовых ресурсов внутри страны, который необходимо вовлечь в экономический оборот.
 
Каким образом можно использовать эти резервы? Первое – через повышение трудовой мобильности населения и транспортной доступности, что связано с вопросами развития транспортной системы страны и жилищного фонда (доступное жилье, арендное жилье, общежития).
 
Второе – повышение эффективности обучения самозанятого населения. Результативность подготовки квалифицированных специалистов через включение в действующие программы больших механизмов для прямого участия бизнеса снизит потребность экономики в импорте рабочей силы и благоприятно скажется на структуре рынка труда и социальном климате. 
 
Третье – через совершенствование регулирования миграционных процессов. В последнее время в мире наблюдаются попытки сочетать квоты с селективными методами подбора нужных работников или специалистов. К примеру, в Канаде отбор осуществляется на основе балльной системы оценки способностей потенциальных иммигрантов, в которую включаются уровень образования (квалификации), знание английского или французского языка. В Австралии одним из ключевых критериев балльной системы оценки является профессия (специальность), ее востребованность на рынке труда.
 
Регулирование должно быть направлено на привлечение иностранных рабочих в качестве дополнительного, а не замещающего источника рабочей силы.
 
В целом глубокое рассмотрение этих вопросов должно стать приоритетом как бизнеса, государственных структур, профсою­зов, так и общества в целом. Это важно как для набирающей обороты в стране индустриализации, так и для более широкой цели, поставленной Главой государства, – социальной модернизации Казахстана.
 
Куандык БИШИМБАЕВ,
заместитель председателя правления АО «ФНБ «Самрук-Казына»
 
Источник: www.kazpravda.kz